RSS

Выступление первого заместителя руководителя Департамента СМИ и рекламы г. Москвы Ю.Г. Казаковой на Форуме печати

Подписаться на новости
04.12.2015

forum031215-7.jpgДорогие коллеги!

В конце года, по сложившейся традиции, мы пригласили для подведения итогов и обсуждения наиболее важных вопросов участников московского рынка печати – издателей городских и окружных изданий, книг, полиграфистов, распространителей печатной продукции, специалистов в сферах издания и распространения периодической печатной продукции и книг.

В преддверии Форума по заказу Департамента были проведены ежегодные мониторинги ситуации на московском рынке в сегменте:

- издания печатных СМИ и полиграфии,

- распространения печатной продукции и логистических услуг, включая мониторинг обеспеченности города торговыми объектами печати;

- московского книжного рынка, включая мониторинг обеспеченности города торговыми площадями по продаже книг.

Итоги мониторингов будут опубликованы на сайте Департамента, планируем продолжить эту работу и в следующем году.

Об отдельных итогах мониторингов, отраслевой статистике и рыночных тенденциях мы поговорим сегодня, прежде всего, применительно к московскому рынку.

Печатные СМИ. Специфика московского рынка, прежде всего, в том, что это столица российского издательского бизнеса и сосредоточение помимо московских - основных редакций федеральных изданий, а также концентрация рекламного рынка.

Не буду подробно останавливаться на общих проблемах рынка печатных СМИ, за последний месяц прошло несколько отраслевых конференций по состоянию нашей отрасли, подробно с цифрами и экспертными данными ситуация обсуждалась не раз. Если что-то упущу – коллеги дополнят.

На фоне общего падения рекламного и медиарынка в России наблюдается и падение на рынке печати. Сокращается количество регистрируемых СМИ. Если в 2013 году в московском регионе было зарегистрировано 185 новых СМИ, то в 2014 уже только 161, а в первом полугодии 2015 года было зарегистрировано всего 41 новое СМИ. При этом число реально выходящих газет и журналов на несколько порядков ниже зарегистрированных в Реестре средств массовой информации.

Тиражи изданий сокращаются, в том числе из-за снижения покупательской возможности и спроса, а также из-за роста стоимости полиграфии. Сложная ситуация с подпиской, но для Москвы по продаже прессы это был и остается малый сегмент по сравнению с розницей.

Обобщая вышесказанное, среди основных проблем рынка печатных СМИ, в том числе, в московском регионе, можно выделить следующие:

· снижение читательского интереса, сокращение аудитории;

· законодательные ограничения;

· сокращение объемов розничных продаж;

· кризис института подписки;

· высокая конкуренция со стороны электронных СМИ, интернета и электронных носителей;

· рост цен на бумагу и полиграфические услуги в связи с изменением экономической ситуации;

· серьезное падение объемов рекламы в печатных СМИ.

Департамент сохраняет практику финансовой поддержки социально-значимых печатных СМИ, прежде всего, городских изданий. Среди них: городские ежедневные и еженедельные газеты, издания о Москве, детские издания, издания межнациональной тематики и другие.

В этом году редакции СМИ, арендующие помещения у города, получили компенсацию расходов по оплате аренды в размере разницы между установленной и минимальной ставками арендной платы.

Специфика московского рынка – развитый сегмент бесплатных для читателей газет. Они распространяются в метро, в супермаркетах, в МФЦ. В жилом секторе распространяются еженедельные окружные газеты, в 2015 году в рамках оптимизации Москва прекратила издание за счет бюджета районных газет (их было порядка 150), концентрируя размещение районных новостей на сайтах районных интернет-газет. Сегодня в Москве выходит 11 еженедельных бесплатных окружных газет. Кроме того, за счет города около миллиона москвичей – ветеранов, инвалидов, многодетных и малообеспеченных семей – подписаны на еженедельный выпуск газеты «Вечерняя Москва».

Департамент при участии Департамента образования продолжил проект «Пресса в образовании», в рамках которого несколько городских изданий используются на школьных уроках в старших классах. Проект был запущен в 2012 году в 55 школах ВАО, в 2013 году в нем приняли участие 132 школы в 7 административных округах города Москвы, в 2014-2015 годах в проекте принимают участие уже 1200 школ города. Задача - приучать старшеклассников читать газеты и журналы и уметь правильно воспринимать информацию.

При поддержке Департамента ежегодно проходят отраслевые мероприятия и мероприятия в поддержку чтения – премии города Москвы в области журналистики, конкурс «Московские мастера» в области распространения печати, Фестиваль прессы, конкурс «Лучший книжный магазин». Департамент поддерживает, в том числе финансово, проходящие в городе книжные выставки, ярмарки, фестивали.

Рынок полиграфических услуг. Надо сразу отметить, что в данном сегменте в Москве прослеживаются тенденции, аналогичные общероссийским.

Состояние полиграфической отрасли определяет множество факторов: нестабильность курса рубля, удорожание всех компонентов полиграфического производства, падение спроса на печатную продукцию, развитие электронных СМИ, цифрового книгоиздания и цифровой полиграфии, законодательные ограничения, а также ряд других факторов, действующих в отраслях печатных СМИ и книгоиздания.

Основные проблемы, с которыми сталкивается современный полиграфический бизнес:

· снижение тиражей и спроса на печать;

· снижение реальной стоимости производства печатной продукции;

· рост стоимости бумаги для печати и расходных материалов;

· высокая стоимость труда и рост издержек производства;

· отсутствие эффективной системы подготовки кадров, отвечающей современным потребностям рынка.

В то же время типографий, обладающих способностью обеспечить полный цикл производства тиражных газет или журналов в Московском регионе, не так много. В результате складывается две тенденции: жесткая конкуренция и борьба за заказчика, в результате чего в условиях падения рынка типографии часто демпингуют, снижают дельту дохода, и в то же время, в силу ограниченного количества предложений на рынке тиражной полиграфии, крупные типографии имеют возможность держать цены.

Следует признать, что решение проблем в области полиграфии должно носить комплексный характер ввиду тесной взаимосвязанности с другими сегментами рынка.

Книжный рынок. Москва остается центром российского книгоиздания. Именно здесь по данным Российского книжного союза выходит в свет 54,8% наименований книг суммарного выпуска России, а доля московских импринтов в суммарном тираже составляет 83,7%, что во многом объясняется размещением в столице издательских структур, ориентированных на выпуск массовой книжной продукции и учебных изданий для общеобразовательной школы.

Однако следует отметить, что 1-е полугодие 2015 года книжная отрасль РФ закрыла с существенным минусом и по количеству названий (-8,1%), и по суммарному тиражу (-18,3%). Сегодня во многом спад обусловлен снижением активности издательств, зарегистрированных в Москве. Суммарный выпуск в столице снизился на 9% по количеству наименований и на 19% по суммарному тиражу в сравнении с 1-м полугодием 2014 года.

Департамент в рамках Издательской программы Правительства Москвы продолжает оказывать финансовую поддержку книжным проектам московских издателей по определенным тематикам – прежде всего, это москвоведение, энциклопедические издания, издания патриотической, исторической, культурной тематики, книги о Москве на различных языках, книги для детей и ежегодно - книга в подарок всем первоклассникам столицы. Отдельно хочу сказать об уникальной программе ежегодного выпуска при поддержке Департамента обучающих и художественных книг для слабовидящих детей, которые Департамент направляет в специализированные детские учреждения.

Общая годовая сумма поддержки книжных проектов составляет около 95 млн. рублей. Ни один другой регион не поддерживает книгоиздание в таком объеме.

Издательской программе более 20 лет, за последние годы она претерпела серьезные качественные изменения. Все больше издательств принимает участие в программе, и больше появляется интересных проектов. Книги, выпущенные при поддержке Департамента, становятся победителями книжных конкурсов и фестивалей, получают высокую оценку на российских и международных книжных выставках. Часть тиражей издатели передают для нужд Правительства Москвы, эти тиражи Департамент в том числе направляет в городские и школьные библиотеки. Поддержка книгоиздания будет продолжена Департаментом и в следующем году, программа будет сохранена.

Москва первой из регионов в преддверье Года литературы реализовала проект «Литературная карта», результатом которого стал глубокий анализ столичного рынка книгоиздания и книжной торговли. Большое внимание уделяется программе поддержки чтения, в том числе, путем размещения социальной рекламы чтения и социально-значимых отраслевых мероприятий.

Теперь к вопросам книжной торговли.

В Москве основным каналом продаж книг остаются книжные магазины. В 2015 году в рамках мониторинга РКС провел детальный анализ существующей схемы размещения книготорговых объектов в городе с целью определить возможности увеличения их количества за счет привлекательных для торговли мест. Результаты этого анализа и ритейл-карту книжных и интернет-магазинов Москвы Департамент опубликует на своем сайте в числе материалов отраслевых мониторингов.

По состоянию на октябрь 2015 года на территории Москвы насчитывается 199 специализированных на продаже книжных изданий стационарных торговых объектов (>50% торговой площади под книги). Расчетный показатель обеспеченности населения Москвы книжными магазинами составляет один магазин на 58 тыс. жителей. На фоне прошлого года этот показатель существенно ухудшен в связи с закрытием всех магазинов сети «Буква» в Москве и 10 магазинов городской государственной сети «Московский Дом книги».

В распространении книжных изданий на территории Москвы также принимают участие непрофильные торговые объекты (<10% торговой площади под книги) – это около 2000 киосков/павильонов, специализирующихся на продаже периодических печатных изданий, 652 площадки сетевого FMCG-ритейла, магазинов детских и канцелярских товаров. В определенном смысле к объектам книгораспространения можно отнести и 658 расположенных в Москве пунктов выдачи заказов интернет-магазинов с присутствием книг в ассортиментной карте.

Сегодня Департаментом были вручены призы победителям ежегодного конкурса «Лучший книжный магазин Москвы». Через этот конкурс мы отмечаем, продвигаем и поддерживаем как крупные, сетевые книжные магазины, магазины с большой историей, так и новые, небольшие и специализированные магазины, которые открываются энтузиастами своего дела.

Отдельно отмечу, что Департамент совместно с РКС ищет и реализует новые формы и возможности продаж, в том числе, через павильоны, оказывает активное содействие отраслевому сообществу в пропаганде чтения и в продвижении книг.

Подробнее остановлюсь на московском рынке распространения печатных СМИ. Он сейчас проходит стадию упорядочения и определенного реформирования, что по понятным причинам вызывает больше всего вопросов.

По данным АРПП доля московского рынка распространения печатных СМИ составляет порядка 21-22% от общероссийского рынка. Она сократилась на 1% по отношению к прошлому году.

При этом если в целом по стране доля подписки составляет 33%, то доля подписки в Москве – менее 1% в общих тиражах. Основный канал реализации печатной прессы жителям столицы – это розничные точки продаж.

Московский рынок распространения печатных СМИ (розница + подписка) оценивается примерно в 14,5 млрд. рублей.

Основной объем реализуемых тиражей приходится на киоски – 46,5%. По количеству торговых объектов в Москве, распространяющих прессу, до 2014 года это был самый массовый сегмент, благодаря которому обеспечивалась шаговая доступность прессы для москвичей. Сегодня киоски и павильоны прессы в Москве – это 38,2% от всех торговых объектов, распространяющих печатную прессу.

Спецификой московского рынка распространения печатных СМИ является то, что доля сегмента неспециализированных торговых объектов по распространению прессы выше, чем в других регионах РФ. В 2015 году доля сетей FMCG и минимаркетов на АЗС в общем количестве объектов составила 38,3%. Через неспециализированные торговые точки в сетях FMCG и в минимаркетах на АЗС реализуется 39% газет и журналов (от розничных тиражей).

С учетом данных мониторинга АРПП за 2015 год по показателю обеспеченности федеральных округов РФ форматами розничной торговли печатной продукцией: киоски и павильоны, Москва занимает 48 место.

В настоящее время обеспеченность населения прессой в Москве через реализацию печатной продукции в киосках составляет около 6000 чел. на 1 киоск.

Мы предполагаем в 2016 году улучшить этот показатель (5822 чел. на 1 киоск) из-за ввода новых объектов, а с учетом торговли с пресс-стендов показатель еще увеличится (4748 чел. на 1 объект).

Учитывая все форматы розничной торговли печатной продукции в Москве, показатель обеспеченности населения прессой в Москве составит около 2400 чел. на 1 объект.

Несколько слов о состоянии рынка логистических услуг города. В рамках мониторинга проведен его детальный анализ, данные также будут опубликованы на сайте Департамента, некоторые слайды представлены на экране.

На сегодняшний день рынок логистических услуг для распространения периодической печатной продукции подразумевает сочетание гораздо большего количества сервисов, нежели просто предоставление складских помещений и транспортная доставка. Следует учитывать и идущие в отрасли процессы индивидуализации издательской деятельности – сокращение тиражей, их допечатки по мере необходимости, поставка в торговую сеть все более мелкими партиями, возврат не проданных в установленный срок изданий из торговой сети издательству и т.д. В этих условиях эффективная работа невозможна без применения логистики, без оптимизации экономических потоков.

Отрасли не обойтись и без формирования новых логистических продуктов и решений. В условиях замедления экономического роста компании ищут способы оптимизации как внутренних, так и внешних логистических процессов. Предложение логистическими компаниями новых продуктов и решений способно стимулировать развитие рынка.

Решением многих проблем рынка может стать и консолидация логистических компетенций, создание партнерств. Для динамичного развития рынка логистических услуг с высокой добавленной стоимостью необходимо изменение масштаба бизнеса его участников. Только крупные компании и партнерства смогут предложить своим клиентам достаточный уровень сервиса при приемлемом уровне тарифов.

Теперь подробнее о проведенной в этом году Департаментом работе в части рынка распространения печатной продукции в Москве.

В резолюции прошлогоднего Форума были сформулированы меры поддержки отрасли и сохранения системы розничного распространения прессы в городе.

Перед Департаментом стояли серьезные задачи сохранения существующей сети распространения печатной продукции в ходе реформирования московского рынка нестационарной розницы, ее качественное и количественное развитие; проведение комплекса мероприятий по установке нестационарных торговых объектов со специализацией «Печать» новых моделей; разработка и утверждение особого порядка распространения печатной продукции в городе.

Итак, кратко обобщу сделанное.

- Прежде всего, и это самое важное, - решением Мэра Москвы С.С.Собянина в городе принят исключительный особый порядок работы для объектов печати и мораторий на их снос. В отличие от других специализаций, объекты которых демонтируются в течение 3-х дней с момента окончания срока действия договора, объекты печати продолжают работать по своим местам, несмотря на истечение сроков действия договоров и внешний вид. Даже в связи с градостроительной ситуацией киоски печати сохранены (все НТО иных специализаций выведены).

- Схема размещения НТО «Печать» в целом сохранена, а количество объектов печати в городе предполагается не только сохранить, но и увеличить, это на фоне общего сокращения другой розницы в десятки раз. По данным мониторингов, проведенных совместно с отраслевым сообществом, в настоящее время в городе установлено 1710 киосков печати, из них лишь 1552 работают (в остальных по словам распространителей нет продавцов), из 751 выданных разрешений на торговлю «с рук» функционирует 306 объектов. Это вызывает наше опасение, и явно должно вызывать опасение издателей, у которых снижаются тиражи. Отмечу, это объекты старых образцов, они сохранены по своим местам и замена их пока не коснулась.

В настоящий момент завершается согласование в установленном порядке изменений в Схеме, она практически сформирована (таблица). Как ее ядро осталась нынешняя сложившаяся городская дислокация объектов, изменения коснулись перемещения или исключения адресов из-за правил размещения объектов в городе и градостроительной ситуации, исключения по предложению операторов рынка около 500 невостребованных адресов, внесение подобранных совместно с отраслью новых адресов, доработка в части максимального увеличения площади объектов, преобразование маршрутов ручников в адреса размещения пресс-стендов. В результате около 27% киосков - высокодоходные места, около 50% - средне доходные, и 23% - так называемые социальные, низко доходные места (по просьбе жителей, если поблизости вообще нет объектов продаж прессы). Нерентабельных мест нет.

По результатам внесения изменений в Схему планируется 2095 киосков печати в городе и 474 пресс-стенда. Прорабатывается дополнительная возможность размещения около 100 павильонов печати площадью 20 кв.м для торговли книгами и прессой. Итоговая Схема после завершения работ по ее корректировке будет размещена в открытом доступе.

- Сохранен ассортиментный перечень сопутствующих товаров, доля которых 40%, остальные 60% - печатная продукция;

- Освобождена от обложения торговым сбором торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети со специализацией «Печать», размещенные в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Москвы;

24 июня 2015 года был принят Закон города Москвы № 29 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» и статью 3 Закона города Москвы от 17 декабря 2014 года № 62 «О торговом сборе».

- Городом принято решение о замене за счет средств бюджета нестационарных объектов печати на новые. Два из них - типа «Французский» и «Мегаполис» - приняты за основу, еще 2 - «Чугун» и «Мороженое» - устанавливаются в местах совместного размещения с объектами других специализаций, они адаптированы с отраслевым сообществом под розничное распространение печатной продукции. Первые установленные в ЦАО образцы тщательно проанализированы по итогам их приемки и начала работы, все замечания распространителей внесены необходимые изменения в техзадания на массовое изготовление.

- Для управления городским имуществом и контроля за работой объектов печати в соответствии с правилами торговли в городе Департаментом создано Казенное предприятие «Мосгорпечать». Приказом Департамента ему поручено проведение торгов на право торговли в установленных городских объектах, заключение договоров, контроль за их исполнением, постоянный мониторинг объектов печати и отслеживание нарушений.

Казенное предприятие не занимается и не будет заниматься торговлей и оптовыми закупками прессы или логистической деятельностью, оно не является конкурентом участникам рынка.

В Мосгорпечати работают высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы в распространении печатной продукции, знающие ее специфику, оперативно решающие все возникающие проблемы и вопросы. Также в штате предприятия - сотрудники с опытом работы в Управлении мелкорозничной торговли в Управах и префектурах административных округов.

В период с августа по ноябрь 2015 года Казенное предприятие «Мосгорпечать» совместно с представителями отраслевого сообщества провели сплошной мониторинг в города Москвы. Было осуществлено 87 совместных объездов. В процессе мониторинга были обследованы 134 района в административных округах, актуализирована информация по наличию и размещению торговых объектов, распространяющих печатную продукцию. Определены категории киосков в части их доходности: низкодоходных, социально-значимых объектов печати 23,2%, средне доходных 49,4%, высокодоходных - 27,4%. В процессе мониторинга также выявлены нарушения, о необходимости устранения которых Департамент уведомил отраслевое сообщество.

- В резолюции ХVI Форума указывалось о необходимости учитывать, что применение аукционов для отрасли печатных СМИ неприемлемо, т.к. разрушает систему их распространения. Департаментом согласован исключительный порядок торгов на право осуществления торговой деятельности в НТО «Печать» в форме конкурса сроком на 5 лет.

Мосгорпечать провела первые торги на 90 мест в ЦАО.

Хочу особенно подчеркнуть: впервые отбор победителей конкурсов проходил с участием самих представителей рынка распространения: в конкурсной комиссии 50% представителей профильных городских ведомств и 50% представителей ведущих отраслевых сообществ издателей и распространителей печатной продукции. Представители отрасли имели возможность оценивать опыт работы претендентов.

Все заявки поступили от нынешних московских операторов рынка распространения печатной продукции, включая индивидуальных предпринимателей. Победителями стали действующие операторы рынка, большинство из которых - с опытом работы в распространении более 10 лет.

В настоящее время практически завершена установка 90 новых киосков со специализацией «Печать» на территории Центрального административного округа города Москвы. Установлено 87 объектов, они переданы распространителям, по двум адресам идут ремонтные работы, по окончании которых и эти киоски будут установлены, один вывезен заводом на доработку и будет возвращен на место в ближайшее время. Оплата по договору начинается только с момента передачи объекта предпринимателю.

Следует отметить, что впервые в городе проведена одномоментная замена старых киосков при установке новых: старые объекты работали практически до установки новых. Беспрецедентно оперативно идет подключение объектов к электросетям. Отмечу, также за счет города. По поручению Департамента топливно-энергетического хозяйства подключение осуществляет ГБУ «Жилищник». Причем в ЦАО это сопряжено с особыми трудностями – большинство объектов подключается подземным способом.

- Относительно торговли печатью «с рук», Департамент продлевал разрешения в течение всего 2015 год, запланировал их перевод в пресс-стенды и уже включил для этого в Схему 119 новых мест. Одновременно прорабатывается вопрос возможности их размещения в зонах ТПУ и на пешеходных зонах, где невозможно установить киоски.

Опыт замены объектов в ЦАО признан успешным. Город продолжит постепенную замену объектов по всему городу. Как я уже сказала, за основу принимаются объекты «Французский» и «Мегаполис» как наиболее соответствующих специфике продаж печатной продукции. Все замечания отраслевого сообщества учтены.

Мы ждем объявления торгов на закупку объектов Департаментом торговли и услуг города Москвы, после чего КП «Мосгорпечать» объявит следующие торги на право торговли в них. Такая параллельная работа позволит сократить сроки замены объектов и даст возможность победителям конкурсов заезжать в установленный объект сразу после проведения торгов.

Проект непростой, и хочу отметить, что специалисты КП «Мосгорпечать» и наши коллеги из других городских ведомств справились с поставленной задачей.

В заключение хочу отметить, что Департамент работает в плотном взаимодействии с отраслевым сообществом, открыт к конструктивным обсуждениям и новым проектам. Такая форма работы будет продолжена.

Спасибо за внимание!

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати